Существует мнение, что предприниматель не может предъявить моральный вред покупателю. Однако, в рамках бизнес-отношений возможны случаи, когда ущерб наносится не только материальный, но и моральный. В статье будут рассмотрены примеры подобных ситуаций и возможности защиты интересов бизнесмена.

Моральный вред в бизнес-отношениях

Сложно переоценить важность уважительного отношения между клиентом и продавцом. Но что если покупатель действует недобросовестно? Так, например, гражданин Иванов обратился в магазин продавца Петрова с требованием замены неисправной техники. При замене у продавца нашлись видимые следы того, что Иванов уже использовал устройство, а потом возвратил его с претензиями. Если продавец не пожелает отправлять данные факты в суд, то Иванов получит замену устройства, которым можно будет дальше пользоваться. Бизнесмен же останется с моральным ущербом: кому-то приходится тратить свои ресурсы на обслуживание недобросовестных клиентов.

Случаи, когда единственной защищаемой социальной ценностью является индивидуальный интерес, не являются редкостью. Бизнесмен может потерять время, средства и репутацию, если перед ним встанет человек, который будет действовать недобросовестно. Однако, возможно ли предъявить моральный вред покупателю?

Правовые аспекты претензий бизнесмена

Законодательство предусматривает возможность предъявления морального вреда внедренным в последние годы Институтом гражданской (неимущественной) ответственности. Суть его заключается в том, что гражданин может послать иск в суд на возмещение моральных потерь, которые ему были причинены не прямым материальным вредом.

Обязательное условие – доказательства моральных потерь. При подаче иска в соответствующую инстанцию необходимо предоставить все необходимые доказательства претензий к недобросовестному клиенту.

Как защитить интересы бизнеса

Стоит понимать, что не в каждой ситуации предъявление морального вреда имеет реальный смысл. Например, если потеря репутации настолько серьезна, что продавец рискнет своим деловым имиджем ради юридической работы, то можно забыть о компенсации морального ущерба. Если же жертва недобросовестности репутативно крепка, то ее возможности защитить интересы в судебном порядке значительно выше.

Главное – не забыть, что профессиональный бизнес требует не только соблюдения законодательства, но и умения достигать взаимопонимания с добросовестными клиентами на протяжении всего срока действия бизнес-отношений. Лучшая защита – это понимание законов и умение общаться со своими клиентами без злоупотреблений. Если же такая возможность исчезает, то по сути нет особой разницы, говорить о вреде или просто о рисках недобросовестного поведения клиента.